?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Начинаем цикл «из непропущенного»
brennain-archnadzor-ufa
brennain wrote in archdefence_ufa

, и надеемся, что оный будет краток...

Статья вышла в № 7 газеты «Истоки» за 2014 год. Однако при сравнении текстов обнаружились досадные сокращения. Например, было выкинуто упоминание о гостинице, строимой к ШОСО-БРИКСУ на Ново-Ивановском кладбище за остановкой «Дом Печати».

Ценить и беречь историческое наследие

Александр БАРАНОВСКИЙ


Павел Владимирович Егоров – историк Научно-производственного центра по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия. Он уже четверть века занимается изучением исторического наследия Уфы и Башкирии, знает практически о каждом старинном здании – когда было возведено, чем славно, кому принадлежало и т.д. Будучи историком Уфимской епархии, он также может рассказать о любом православном храме.

Павел Владимирович, когда вы стали проявлять интерес к старине?

Достаточно давно, в школьном возрасте. Помню, как подростком я бродил по улицам исторического центра Уфы, любовался старыми домами, ещё не зная, кому они принадлежали, а тогда их было несравненно больше, чем сейчас, на них больше оставалось ныне утраченных деталей, для меня всё это было чем-то прекрасным, далёким остатком Царской России, таинственным и дорогим.

И вы всегда отождествляли себя с православной культурой?

Конечно, а с какой еще культурой может отождествлять себя русский человек? Если говорить о конкретной деятельности в Уфимской епархии, то всё началось в 1990 году. Тогда мы спасали от уничтожения Симеоновскую церковь, её собирались сносить, чтобы построить пристрой к индустриальному техникуму. Мы отстояли здание церкви (в ней были склад этого техникума), надо сказать, это было очень непросто, ведь возрождение православных традиций только начиналось. Потом было спасение Митрофановской, Спасской и Николо-вокзальной… Если бы не молитва Богу и духовная помощь владыки Никона, не было бы этих храмов.

Как вы можете охарактеризовать ситуацию с памятниками архитектуры в нашем городе?

Ещё совсем недавно, в 2000-е годы, она была попросту катастрофической, было уничтожено более 120 кирпичных и деревянных зданий-памятников и объектов ценной исторической среды. Сейчас ситуация не столь тревожная, но далёкая от идеала. Самое обидное то, что в Уфе много ветхого жилья, никому не нужных деревянных бараков, в том числе в историческом центре, но они стоят, а сносят кирпичное здание в соседнем квартале. Никакой рациональности. И нет осознания, что историческое наследие бесценно, что оно уходит навсегда. Также можно привести жуткий пример с «Синема-парком» – снесены четыре крепких кирпичных купеческих дома (два Бондаренко, Амирова и Назирова), оставлены только фасадные стенки. Над ними громоздится уродство абсолютное! Совершенно безграмотный подход! Так же поступили с электростанцией Коншина. Надо понимать, что здание-памятник – это объект законченного творения и что-то менять, что-то достраивать, пристраивать никак нельзя. В европейских странах отношение к историческим зданиям такое, что даже оконницы менять запрещено.

Вы хотите сказать, что у нас не сложилась культура правильного отношения к историческому наследию?

Она конечно же не сложилась, что уж говорить. Но всё познается в сравнении. В Казани, например, было уничтожено ещё больше старинных зданий, сначала к празднованию т.н. «тысячелетия», затем к универсиаде, правда Казани и было, что терять. Если бы можно было вернуться в 1992-й год и всё поправить, у России был шанс стать цивилизованной страной в области охраны наследия, но она скатилась в дикость самоистязания, в плане воинствующего невежества мы были отброшены на полвека.

А возможно создать виртуальную модель нашего города, ну скажем столетней давности, на основе старых фотографий?

Невозможно. Далеко не вся Уфа была отснята. Целые кварталы центральных улиц канули в неизвестность. Без машины времени не обойтись. А если что-то додумывать, то получится профанация. История – это точная наука, как любил говорить Лев Гумилёв.

Какие здания в Уфе наиболее значимы с архитектурной точки зрения?

В начале 1990-х я составлял списки так называемых «маяков», более сотни набралось. Можно составить типологические ряды, например: здания в стиле модерн, их около пятнадцати, самое выдающееся – особняк Костерина; из классицизма – Воскресенский собор, тот, настоящий, а не приблизительная фальшивка, строимая за «Искрой».

А советская эпоха оставила нам что-нибудь интересное?

Конечно! Все образцы русской классической архитектуры были использованы сталинским стилем и творчески переработаны. Можно упомянуть кинотеатры «Родина», «Победа», «Луч», главное здание БашГУ, БашНИПИнефть. В Черниковке есть небольшой район, бывший Соцгород, ходить по которому – сплошное удовольствие. Участок ул. Первомайской между дворцом им. Орджоникидзе и кинотеатром «Победа» грамотно застроен прекрасными зданиями конца 1940-х-начала 1950-х годов. Развитие данного направления архитектуры было искусственно прервано при Хрущёве, его борьбой с «архитектурными излишествами». Мы не знаем, каких высот достигла бы русская архитектура советской эпохи, бы прололжала развиваться в послевоенном расцвете, возможно, превзошла бы предшественников. По крайней мере, в центре Москвы порою трудно отличить сталинский дом от царского. Я уверен, что через сто лет ни одной «хрущёвки» в России не останется, да и «брежневских» девятиэтажек ни одной, туда им и дорога. А что касается «мастодонтов» конструктивизма (здания Совнаркома, Главпочтампа, Башпотребсоюза, гостиницы «Башкирия» и т. д.), то они конечно же имеют право на существование, но это такой мрачный давящий стиль «третьего рейха», ни уму, ни сердцу. Я не в восторге от конструктивизма и постконструктивизма.

Что можно сказать о храмах Уфы?

Ситуацию с храмами можно хорошо обрисовать на примере Спасской церкви. Уже десять лет, как возродился приход, а сколько-нибудь серьёзной реставрации так и не делалось. С каждым годом здание всё больше сползало в овраг, который надо укреплять очень мощной бетонной подушкой, сваями, большим подпорным амфитеатром, любые полумеры бесполезны. Историческая территория храма урезана почти по самые стены, реставраторы не могут даже развернуться! А храм этот уникальный, подобный ему есть только в Санкт-Петербурге – Казанский собор и в Риме – собор святого Петра. Если говорить о нехристианских храмах, то меня искренне удивляет ситуация с Хакимовской мечетью – ну что мешает восстановить два прекрасных минарета!? Как бы украсилась улица Бекетовская (ныне Мустая Карима)! Какой смысл возводить новую мечеть на месте дома культуры глухонемых, если памятник, который должен напоминать людям о седой старине, не реставрируется.

Насколько мне известно, в дореволюционной Уфе некоторые храмы находились при кладбищах.

На Сергиевском кладбище была Преображенская церковь, на Ново-Ивановском – Скорбященская, на Старо-Ивановском – Иоанно-Предтеченская. Кстати, сейчас на территории Ново-Ивановского кладбища, прямо за остановкой «Дом печати» строят новую гостиницу к саммитам ШОС и БРИКС. Я считаю, что строить на костях какие-то общественные здания – это очередное безумие. Если уж не удалось сберечь кресты и могильные плиты, то можно сделать какие-то зелёные зоны, скверы памяти, тихих размышлений. В своё время на месте Успенской церкви построили так называемый «дом старых большевиков», а в 1960-х по краям Успенского кладбища – «обкомовские» пятиэтажки. Во время строительства выкапывались человеческие скелеты, отвозились в отвалы. То же творится сейчас и на Ново-Ивановском кладбище – за остановкой «Дом печати», за дворцом молодёжи «Юбилейным». В общем, дело обстоит просто по-скотски. В Уфе было не так уж много кладбищ, их территории известны, зачем же продолжать осквернять могилы?

А что вы можете сказать о храмах всей Уфимской епархии?

К 1917 году в Уфимской епархии было более семисот богослужебных зданий – православных, старообрядческих и единоверческих. К 1985 году их оставалось около сотни, да и то почти все в очень плохом состоянии, из только 17 действующих. За это время были разрушены, сожжены, или развалились сами ещё около 30-ти.

Ну а с сельскими помещичьими усадьбами, как я подозреваю, дело обстоит хуже всего?

Да вообще глухо. Есть два огромных помещичьих дома, можно даже сказать дворца – Топорнинский в Кушнаренково (Топорнино) и Деевский в селе Знаменском Белебеевского района. Это большие кирпичные здания, но они стоят в руинах. Из сельских помещичьих усадеб ни одна у нас не обустроена, не содержится на должном уровне, а подавляющее большинство из тех пятисот дворянских имений, что были в начале ХХ века, исчезли бесследно. Фотографий сохранилось совсем немного, буквально единицы. Надо сказать, что Уфимская губерния не была столь тщательно фотографирована, а знаменитые цветные фотографии Прокудина-Горского мало, что могут сказать, ведь он снимал только вдоль железной дороги. В общем, мы не можем целиком воссоздать зрительный образ Уфимской губернии.

Павел Владимирович, вы находите целесообразным введение школьного курса «уфаведение», ну чтобы привить подрастающему поколению интерес к родному городу?

Смотря что будут преподавать. Пилотный учебник я в руках держал, но особо не вчитывался. А вот экскурсии я провожу постоянно, правда, не школьникам, а студентам. Наиболее востребованные маршруты – по Большой Казанской (ныне Октябрьской революции) вниз к реке, а также по храмам Уфы. Школьникам это не слишком интересно, не доросли, ведь чтобы сознательно воспринимать историческое наследие, вначале нужно духовно созреть, трудности познать, воспитание нужно соответствующее.

Большое спасибо, Павел Владимирович, за познавательную беседу!

Во славу Божию! Да сохранит вас всех Господь!